выжигание по дереву, выжигание медведь, выжигание животных, медведь пирография

Для тех, кто любит погорячее

О пирографии

«Рисование огнем» – звучит красиво и загадочно, словно речь идет о волшебном  даре.

Во всяком случае – о чем-то, не имеющем отношения к реальной жизни. На самом же деле пирография («письмо огнем», с греч.) – вид искусства, который появился еще до н.э., плотно укоренился во всех культурах и сейчас обретает очередную «вторую» жизнь. Но результат выжигания действительно завораживает.

Наиболее привычный и распространенный вид пирографии – это выжигание по дереву, хотя можно встретить и выжигание по коже, ткани или даже костям животных. Но, на мой взгляд, все это имеет более прикладной характер (ну, кроме костей), а вот выжигание на деревянной плоскости или фанере — ближе к классическому искусству, к картинам, что пишут художники.

Автор Кирилл Бывшев (sol_blackhands, Москва). Копия работы (гравюры) средневекового мастера.

С чего все началось? Возможно, с рисования углем по дереву, когда наш лохматый предок уронил горячий еще уголь на свой «холст» и тот оставил опаленный след. Но с момента, когда люди стали осознанно выжигать на дереве и до сего времени в качестве инструмента используется раскаленный металл.

Известно, что пирография как искусство была распространена уже со времен средневековья, ею, например увлекались художники Альбрехт Дюрер, Рембрандт, писатель Виктор Гюго. Но сам термин родился позже — в Англии, в XIX веке, во время правления королевы Виктории. Тогда выжигание стало модным дамским развлечением при дворе.

И чего только не перепробовали любители подобного творчества на протяжении всего его существования! И кочергой выжигали, и формы для оттисков и клейм вырезали… Пытались «уйти» от металла и переключались на линзы, фокусируя солнечные лучи для нагревания деревянной поверхности. Для той же кочерги придумали переносную жаровню, чтобы пиромастер имел хоть какую-то мобильность. Выжигали при помощи газовых и электрических горелок.  Потом изобрели «вулканическую» машину, в которой горючая газовая смесь из резервуара нагнеталась в трубку, где воспламенялась, и нагревала платиновый наконечник. К этому чуду техники прилагались разнообразные насадки.

Творческий дуэт VZBRELO (Москва)

Постепенно технический прогресс отмел все ненужные изобретения, пришел на помощь викторианским хрупким, но решительным женщинам, и в итоге, в XX веке представил выжигательный аппарат, близкий к тому, что используется сейчас.

Несмотря на трудоемкость работы и сложность в технологическом и физическом плане работы мастеров прошлых веков поражают точностью, красотой, исполнением. А ведь они творили в таких невероятных условиях! (Вы только подумайте — как можно выжечь полноценную картину кочергой? Пусть даже и с остроконечной насадкой – она же, в конце концов, тяжелая!) При том они создавали настоящие произведения искусства.

Сейчас на службе у пиромастера находится легкий и вполне удобный инструмент, работающий за счет элекричества, напоминающий пишущую ручку. Собственно, сама работа и выглядит как письмо, или рисование, ручкой – мы не уходили от греческого значения слова: выжигание так и осталось «письмом огнем»… Хотя буквально, конечно, не огнем – а высокой температурой, которая позволяет металлическому «перу» оставлять выжженный след на дереве.

Ах, если бы английским придворным дамам достался такой пирограф!.. Возможно, обделенные женским вниманием мужчины в попытке его вернуть занимались бы больше любовью, а не войной!

Но возвращаясь к выжигательным аппаратам, стоит сказать, что сейчас существует два типа пирографов.

Первый работает по принципу паяльника. Он так и называется — паяльный выжигатель.

Он состоит из нагревательного элемента (нихромовая спираль в оболочке из жаропрочной изоляции), который расположен вокруг медного стержня; сверху уже «надеты» металлический кожух, пластиковая ручка. Медный стержень заострен («жало» паяльника), либо имеет конструкцию для смены насадок.

При включении паяльника в электрическую сеть ток проходит через нихромовую спираль и нагревает ее. Тепло передается медному стержню. Стержень разогревается до температуры 300-350С.

Второй инструмент — петельный выжигатель.
«Рисующая» часть инструмента — нихромовая петля, или игла накаливания. В нем отсутствует стержень-"посредник".

Нихромовая петля нагревается (даже раскаляется, металл краснеет) очень быстро, прибор включается посредством тумблера, имеет температурный режим.

Я могу сравнить два прибора – петельный и паяльный, но те, которые есть у меня. Другие я пока не тестировала.

№1 Паяльный (Прибор для выжигания (Rexant)

паяльный выжигатель, пирограф, паяльный пирограф

— для тонких линий — идеален, благодаря разнообразным насадкам и относительно спокойному температурному режиму,

— прекрасно подходит для детализации, аккуратного исправления неточностей, для работы со светотенью, штрихования,

— больше подходит для мягких пород деревьев,

— из минусов: не очень удобен в работе, нет защиты для руки,

— иногда не хватает температуры, особенно по твердым поверхностям (когда нужно нарисовать что-то «микроскопическое»).

№2 Петельный (Станция для выжигания по дереву Wood-burning station ZD-724D)

петельный выжигатель, петельный пирограф, пирограф

 

— идеален для «заливки» темных участков – но в точечной технике!
— удобный в эксплуатации, быстро нагревается и остывает, имеет резиновую защиту

— подходит для твердых пород,

— плюс и он же минус: замена иглы; конкретно в этом приборе менять иглу несложно, достаточно открутить винтики (это плюс), а в более дешевых моделях иглу надо припаивать (а это уже минус).
Раньше я также относила к «минусам» его крайние высокие температурные режимы (700-750С!). Для работы с фанерой, например, они совсем лишние. Но когда я выполняла заказ по декорированию фронтальной части колодца, работая на очень «тугом» материале – досках для наружной отделки, я была благодарна производителям этого пирографа. Порой мне и 750 градусов было мало.

В последние годы пирографией интересуется все больше людей – которых восхищает как оригинальный и красивый результат, так и интересный и медитативный процесс. И да, выжигание вновь стало и «модным», и «дамским» увлечением! Женщин среди пиромастеров немало.

Как и в любом ремесле, в любой области искусства, да и, честно говоря, в любом деле – для того, чтобы достичь определенного уровня мастерства, необходимо, конечно, трудиться. Надо дать себе время и запастись упорством. Но честно – не так уж и долго научиться красиво и аккуратно выжигать! Особенно, когда это – в удовольствие!